Действуя из-за границы, хорошо информированные, хладнокровно и умно использующие психологические средства, профессиональные финансовые акулы вводят в заблуждение и обманывают свои жертвы. Их козырной картой является настойчивость, и многократное использование такой карты не составляет труда.
Для того чтобы поймать на крючок свои будущие жертвы, «фальшивые президенты» тщательно собирают максимально возможную информацию о конкретном человеке, в частности, через социальные сети.
Судя по всему, добиться успеха оказывается легко. В последний раз 24 марта в Инвестиционный банк [Caisse des depots] позвонил человек, который представился директором Национального агентства туристических путевок (ANCV), счета которого ведет этот банк. Вопрос не терпел отлагательства – нужно было перечислить 990 000 евро на банковский счет в Китае для финансирования «инвестиции в информационные технологии». Не моргнув глазом, мужчина предоставил все гарантии, шутил по телефону… и деньги были переведены на другой конец света, где они с тех пор растворились в воздухе.
Государственное банковское учреждение обвели вокруг пальца как новичка? Можем их успокоить, они – не единственные. Органы исполнительной власти, крупные корпорации, малые и средние предприятия… все проходят эту проверку. Даже Администрация Президента Франции едва не заплатила акулам! В конце апреля якобы руководящий сотрудник компании Air France попросил банк, который ведет счета Елисейского дворца, погасить 2 миллиона евро за «просроченные расходы на официальные поездки». Аферист сумел раздобыть банковские реквизиты и организационную схему финансового департамента. Эту детективную историю удалось разгадать только в самый последний момент. «Нам известно несколько десятков случаев, подобных этому, — говорит Жан-Марк Сувира [Jean-Marc Souvira], Руководитель Центрального отдела по борьбе с финансовыми махинациями (OCRGDF). В целом, убытки превышают 15 миллионов евро». И это – только те дела, о которых известно. Ведь есть компании, которые не обращаются с заявлениями о потерях, чтобы сохранить свою репутацию.
Этот процесс напоминает детскую игру. Как видно на схеме, приведенной в конце статьи, он вклю-чает телефонный звонок в бухгалтерию выбранной компании для получения ее банковских реквизи-тов, например, от заказчика, который хочет оплатить какой-либо счет. Затем аферист связывается с банком, ведущим счета этого клиента, и отправляет платежное поручение, подписанное Управляю-щим директором или Финансовым директором, подпись которого он научился подделывать. Однако есть и другие способы действий, такие как метод «фальшивого президента». Подчиненному менед-жеру звонит по телефону «большой начальник», который находится в служебной командировке. Он просит менеджера в исключительном порядке перевести денежные средства на банковский счет в другой стране. Искусство афериста состоит в создании атмосферы доверия со своим «подчинен-ным» с тем, чтобы устранить любые сомнения. «Например, он говорит, что очень хорошо помнит его, что они виделись на коктейле в конце недели, что он знает его как работника, которому можно доверять, и на которого можно положиться. В результате чувства переполняют этого сотрудника», — поясняет Бернар Пети [Bernard Petit], заместитель руководителя Подразделения по борьбе с организованной преступностью и должностными преступлениями в Департаменте уголовного розыска. «Это лишено логики, однако действует, — добавляет Жан-Марк Сувира. Поскольку аферист обладает реальным даром убеждения. Ему известны нормы корпоративного поведения, жаргон, бытующий в компании. Он располагает информацией о своей жертве. Ему известна карьера и интересы жертвы, и он может даже позвонить ее родственникам для того, чтобы точно отрегулировать свой подход. Информацию о людях легко добыть, даже если пользоваться только социальными сетями».
Кажется совершенно невероятным, чтобы какой-либо ответственный работник или финансовый ру-ководитель или администратор счетов мог проглотить такую наживку. Даже с учетом первосортных и ловких обманщиков. И все же, это срабатывает! Жертвы имеют дело с настоящими специалистами по манипулированию. Это интеллектуальная преступность – на юридическом жаргоне используется слово «изощренная», говорит эксперт из парижского финансового подразделения, которое в на-стоящее время занимается множеством аналогичных дел. «Акулы» играют на подавлении личности и чувствуют себя как дома, когда дело доходит до использования психологических средств, таких как угрозы или лесть».
Нет границ в использовании слабостей конкретного работника. Аферист старается максимально ис-пользовать аспект конфиденциальности. И поскольку разговор является секретным, жертва хорошо подумает перед тем, как позвонить секретарю большого начальника… и раскрыть суть вопроса. «Они очень хорошо знают, где искать слабые места своего собеседника, — говорит Медина де Ро [Medina de Roux], психолог и консультант в агентстве консультационных услуг Artelie. – Они формируют у жертвы чувство сопричастности, и затем лишают ее возможности самостоятельно размышлять, увлекая в эмоциональную сферу. Если жертва недостаточно уверена в себе, то аферисты играют на чувстве вины. Или на лести, если чувствуют, что человек склонен к самолюбованию. Короче говоря, они используют хорошо зарекомендовавшие себя методы манипулирования».
Самая невероятная история произошла несколько лет назад в одном отделении банка в 12-м округе Парижа. Руководитель банка позвонил управляющей филиалом и доверительным тоном сообщил ей, что в ближайшие несколько часов ей позвонит один человек. Он является тайным агентом, кото-рый работает с секретным заданием по внедрению в группу террористов. Руководитель сообщил ей конфиденциальное кодовое слово. Когда секретный агент позвонит, чтобы назначить встречу, управляющая филиалом должна будет спросить у него это кодовое слово. Через два часа этот же аферист позвонил снова… изменив голос. Он попросил о встрече, назвал пресловутый пароль и обратился с просьбой подготовить миллион евро наличными. Всего за четыре часа – достаточное время для того, чтобы поспособствовать тайной операции, которая должна была произойти в одном из кафе на площади Нации. Убежденная в том, что она действует в интересах государства и согреваемая мыслью, что высокий руководитель оказал ей доверие, несчастная управляющая филиалом сделала то, что ее просили… и деньги растворились в воздухе.
Директор по безопасности другого банка – на этот раз англо-саксонского, должен был организовать похожую сделку. «Управляющий филиалом произвел перечисление средств одному из своих клиен-тов на невероятных условиях. Это было как в книгах Джона Ле Карре! Он был предварительно обра-ботан таким образом, что забыл одно из главных правил: нужно получить разрешение клиента до проведения любой операции по его счету!»
Именно здесь зарыта собака. Если аферисты действуют успешно, то происходит это потому, что в системе имеются слабые места. «В то время как банковские процедуры являются очень строгими в отношении частных клиентов, они оказываются гораздо менее строгими, когда речь заходит о профессиональных клиентах. Часто даже обычного факса достаточно для того, чтобы санкционировать ту или иную операцию», — критикует эксперт из финансового подразделения. Хотя в настоящее время уже достигнут определенный прогресс и банки повысили свой уровень бдительности, тем не менее, в плотине по-прежнему есть дыры, в которые могут проникать акулы. Действуя преимущественно из-за рубежа, они прекрасно осведомлены о том, что теория вероятностей работает на них. Исходя из того, что успешная операция в среднем приносит 500 000 евро, а нередко даже больше, какая разница в том, что доля успешных попыток мошенничества равна 1 или 2%!
Кто такие эти аферисты? «Это организованные бригады, — говорит Жан-Марк Сувира. Часто они действуют несколькими группами. Первая руководит атакой, вторая контролирует исчезновение де-нег после того, как они выплачены на счет – часто в Китае. А третья занимается выплатой и снятием средств со счета, то есть заметанием следов. Она отправляет деньги на другие счета, открытые, например, в Южной Америке или Центральной Европе, а затем контролирует прохождение налично-сти обратно к организаторам этой сети».
Как можно защищаться от таких афер? Что удивляет опытных сыщиков из Центрального отдела по борьбе с финансовыми махинациями, когда они расследуют такие преступления – так это то, что большинство компаний, которые были обмануты, никогда не устанавливали у себя каких-либо ре-альных процедур. «Это на самом деле очень легко сделать, – добавляет Жан-Марк Сувира. – Все, что требуется, например, это реализовать систему второй подписи для перечислений свыше опре-деленной суммы». Существует даже программное обеспечение, которое блокирует любую опера-цию, которая не прошла перекрестную проверку. Финансовый эксперт рекомендует людям система-тически перезванивать тем, с кем они разговаривали, даже если это «большой начальник». «Акулы пользуются телефонными платформами, скрывающими иностранные номера, которые читаются так, как будто они французские. Вы думаете, что разговариваете с кем-то, находящимся в Париже, а че-ловек в действительности действует из-за рубежа».
Наконец, предполагает Медина де Ро, «если вы попали под влияние такого афериста, вам необхо-димо вернуться к более рациональному мышлению и вновь начать думать самостоятельно. Как только Вы обратитесь к здравому смыслу, вы уходите из-под влияния».